Новости
Портреты эпохи: к юбилею Валентина Серова
Читальный зал Центральной городской библиотеки имени А.П. Чехова приглашает прикоснуться к миру искусства великого Валентина Александровича Серова, посетив книжную выставку, посвящённую 160-летию со дня его рождения. Выставка расскажет о выдающейся роли мастера в историко-культурных процессах и о его бесценном вкладе в развитие русского живописного искусства.
Стремление к пластической свободе, преодоление сюжетного бытовизма стали знаменем творческих исканий многих живописцев в конце ХIХ-начале ХХ столетия, но именно В.А. Серову суждено было с особой, естественной органичностью соединить русскую национальную традицию с тенденциями мирового искусства.
Ученик Ильи Ефимовича Репина, он вобрал богатейший опыт передвижничества, продолжив почвенные реалистические искания, и, вместе с тем, предвосхитил смелые новаторские открытия - от символизма и модерна до некоторых приёмов экспрессионизма.
Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей. Он писал портреты своих близких, как например, будущей супруги Ольги Трубниковой. В знаменитой работе «Девушка, освященная солнцем» узнаём его двоюродную сестру Марию Симонович.
В. Серов полагал важнейшей задачей - передать эмоции, чувства персонажей.
Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели - «Портрет Мики Морозова».
Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века. В. Серова недаром называют портретистом царской семьи.
С Александром III художник встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков - Ксении, Михаила и Ольги - рисовал с натуры.
Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе.
Так появилась картина «Миропомазание Государя Императора».
В. Серов создавал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Фёдоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке.
В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренёром и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым.
Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнажённой танцовщицы Иды Рубинштейн. Один из последних шедевров мэтра - портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга».
«В нём жил эпохальный художник», - скажет позднее поэт и писатель Андрей Белый.